Психолог, кандидат психологических наук Анна Гарганеева
Электронные устройства вошли в нашу жизнь совсем недавно. Дедушки и бабушки современных детишек растили своих детей в безгаджетном мире.
Электронные устройства вызывают много положительных эмоций постоянным расширением спектра их возможностей, и, наверное, именно это помешало людям вовремя разглядеть те опасности для развития детей, которые возникают когда ребёнок слишком рано приобщается к миру современных электронных устройств.
Начинается всё с того, что маленький ребёнок с самого рождения видит, сколько времени мама или папа проводят с телефоном или планшетом в руках. Ребёнок, который видит, что мама и папа каждую свободную минуту посвящают «общению» со смартфоном или планшетом, неосознанно начинает воспринимать эти предметы как нечто притягательное и проявляет к ним интерес и любопытство. Потом наступает время, когда ребёнок требует внимания родителей, когда им нужно делать какие-то дела. Его нужно чем-то занимать и родители часто прибегают к помощи планшета: совсем маленькому можно дать мультики посмотреть, ребёнку чуть постарше можно предложить поиграть в электронную игру. Это легко, не требует времени и изобретательности, а эффект превосходит все ожидания: ребёнок не шумит, не мешает, можно спокойно позаниматься своими делами. Это так удобно, что преодолеть соблазн включить ребёнку мультики трудно бывает даже тем родителям, которые уже слышали о вреде подобного времяпрепровождения для ребёнка. И ребёнку это тоже очень нравится, и он начинает просить включить ему мультики или дать поиграть уже по собственной инициативе, а став немного старше — просит у родителей купить ему смартфон или планшет.
Достаточно часто современные родители уже первокласснику (а иногда и ещё дошкольнику) покупают отдельный планшет, дарят смартфон. Чем же плохо, что ребёнок часто проводит время с электронными устройствами?
Неограниченное «общение» с электронными устройствами приводит к постепенному (и часто очень быстрому) исчезновению других интересов из жизни ребёнка и блокирует появление новых интересов. Регулярный просмотр мультфильмов и компьютерные игры, даже если они позиционируются разработчиками как «развивающие» — это лёгкое получение удовольствия без усилий, без собственной активности ребёнка. Получение удовольствия – это вполне определённые процессы в головном мозге, которые формировались природой в определённых условиях для определённых целей. Чувство удовольствия возникает при выделении в определённых участках мозга особых веществ (нейромедиаторов) – «гормонов счастья». Удовольствие – это то, что человек хочет испытывать снова и снова. При повторении действий, вызывающих чувство удовольствия, между нервными клетками возникают особые связи. Возникают цепочки неравных клеток, по которым нервные импульсы бегут особенно легко. Очень важное свойство этих цепочек: цепочка, по которой импульс уже прошёл несколько раз, с каждым разом «пропускает» нервный импульс всё легче и легче. Это похоже на то, как образуется тропинка там, где часто ходят люди, а нервный импульс можно сравнить с путешественником, который предпочтёт идти по тропинке, а не ломиться через кусты и бурелом. Дошкольное детство – это период жизни, когда нейронные цепочки создаются особенно легко. Основные нейронные связи формируются у ребёнка до 7 лет. Ребёнок, получивший удовольствие при просмотре мультфильмов, в следующий раз попросит маму включить мультик, даже если мама предложит ребёнку пойти погулять или поиграть.
У игр есть ещё одна опасная особенность: в игре можно выиграть, то есть получить некий результат (очки, переход на следующий уровень), что сопровождается дополнительным выбросом «гормонов счастья».
Очень важная особенность просмотра мультфильмов: это не требует активности ребёнка, а игры требуют её минимально и очень однообразной (скажем, требуют внимания, быстрой реакции на какие-то стимулы). Любое общение с электронными устройствами не требует никакой физической активности.
В нашу нервную систему, в наш организм природой заложен принцип экономии энергии и минимизации физической активности. В природе животному нужно потратить много сил, чтобы найти пропитание, брачного партнёра, убежать от хищника или наоборот поймать добычу. Да и людям на протяжении большей части истории от первых пралюдей до нашего времени все жизненные блага давались ценой значительных физических усилий, если не считать малочисленную правящую верхушку любого общества. Поэтому обнаружение любого легко доступного источника удовольствия сопровождается выбросом в мозгу особого вещества – дофамина, а человек при этом испытывает приятное возбуждение, удовольствие, которое он будет стремиться получать снова и снова.
Любое занятие, требующее собственной физической либо умственной активности ребёнка: порисовать, полепить из пластилина, поконструировать что-то из конструктора, поиграть во дворе в активные игры – будет проигывать в привлекательности мультикам и компьютерным играм по критерию экономии энергии. Ребёнок будет стремиться получить удовольствие самым лёгким из известных ему способов и с каждым эпизодом получения такого удовольствия такой способ получения удовольствия будет всё более укрепляться в качестве наиболее предпочтительного. Тем более предпочтительным будет являться «общение» с гаджетами по сравнению с предложением заняться чем-то новым, научиться что-то делать. Когда ребёнок имеет неограниченные возможности пользования электронными устройствами, заинтересовать его чем-то новым, не связанным с ними, очень сложно и практически часто невозможно. Фактически, тяга ребёнка к занятиям с гаджетами при отсутствии ограничений со стороны взрослых часто приобретает характер зависимости. Более того, сужая круг интересов ребёнка, оно создаёт предпосылки для развития в более старшем возрасте любых других зависимостей, поскольку любая зависимость возникает при наличии душевной пустоты, требующей заполнения.
Каково же разумное поведение родителей при решении вопросов, что можно и чего нельзя делать в сфере взаимодействия ребёнка с электронными устройствами?
Принцип первый: чем меньше родители в присутствии ребёнка (с самого его рождения!) заняты электронными устройствами – тем лучше. Телефон – средство связи, а не универсальный «партнёр» для отдыха.
Принцип второй: чем позже в жизни ребёнка появится собственный опыт получения удовольствия с помощью электронных устройств – тем лучше. Однозначно можно говорить о том, что до трёх лет у ребёнка такого опыта быть не должно. Если родители с ребёнком занимаются: читают ему, играют с ним, рисуют, лепят, поют, танцуют, то ребёнок ничего – поверьте, ничего не потеряет в развитии из-за того, что в его жизни отсутствуют мультики и прочие визуальные электронные развлечения. Думаю, что разумно возраст первого личного знакомства с гаджетами отодвинуть до 4-5 лет и позже. Мультфильмы ребёнку 3-4 лет можно показывать по телевизору или с помощью стационарного компьютера.
Принцип третий: Когда родители решили, что уже можно познакомить ребёнка с каким-либо электронным устройством, количество времени, которое ребёнок проводит перед экраном (включая обычный телевизор) должно строго контролироваться родителями и не превышать 20-30 минут в день. Ещё раз подчеркну: этот вопрос должен регулироваться родителями из рациональных соображений (здоровье, гармоничное развитие ребёнка), а не исходя из «Он ходит и клянчит, пока ему не дашь» или «Мне надо варить суп, а он ничего не даёт делать.»
Принцип четвёртый: Электронные игры должны появляться в жизни ребёнка после того, как им освоены многие другие занятия: ребёнок знаком с рисованием, лепкой из пластилина, конструированием из конструкторов, конструированием из бумаги (оригами и т.п.), сюжетными играми, подвижными играми и среди этих занятий у ребёнка есть любимые. Очень важно, чтобы у ребёнка были любимые виды физической активности (подвижные игры, катание на лыжах или коньках, плавание, посещение какой либо спортивной секции, выбранной по принципу «это ему нравится!»).
Принцип пятый: Количество времени, которое ребёнок тратит на электронные игры, также должно контролироваться родителями. После того, как родители решили, что ребёнку можно познакомиться с электронными играми, важно следить за тем, чтобы они не вытесняли из жизни ребёнка другие интересные и полезные занятия. Я не встречала в профессиональной литературе каких-либо научно обоснованных данных о том, какое количество времени ребёнок может играть в электронные игры без негативных последствий для здоровья и развития. На мой взгляд это время для младших школьников не должно превышать часа в сутки.
Принцип шестой: Покупать ребёнку гаджеты можно не ранее 10 лет. Приобретаемый для ребёнка гаджет не должен быть подарком. Вы покупаете гаджет для ребёнка, но право собственности на него остаётся за родителями. Это должно быть проговорено ребёнку совершенно чётко, чтобы у ребёнка не было возможности при попытках ограничить время, проводимое с гаджетом, кричать «Это моё, что хочу, то и делаю!». Если Вы волнуетесь за ребёнка и хотите обеспечить связь – купите обычный кнопочный телефон. Конечно, ребёнок будет говорить Вам: «У всех в классе сенсорный, я тоже хочу-у-у!» Да, обладание престижными игрушками – это здорово, но я думаю, что Вы согласитесь, что для ребёнка полезнее учится строить отношения в коллективе за счёт умения общаться, а не за счёт обладания престижными вещами.
Свежие комментарии