Раннее развитие детей – тема бурных дискуссий среди родителей и педагогов.

Для того, чтобы разобраться в том, полезно это или вредно, нужно сначала разобраться со смыслом, которое вкладывается в словосочетание «раннее развитие».

Появление такого понятия как «раннее развитие» связано с несколькими социальными и экономическими процессами.

Первое – это развитие бытовой техники. Оно разгрузило современную городскую женщину в бытовом отношении. У неё появилось больше времени, свободного от бытовых дел.

Второе — изменение отношения к детям и детству. Выросла ценность детей и значимость для взрослых роли родителя. Взрослые стали уделять детям больше внимания, появилось и укоренилось в сознании людей отношение к ребёнку как к человеку, интерес к его потребностям и возможностям. Возрос интерес к детству и в научном мире, появились учёные, основной сферой исследований которых стало развитие и поведение детей, развитие нервной системы ребёнка, физиологические и психофизиологические особенности детского мозга.

Третий социальный феномен, свойственный современному обществу – это дух конкуренции. Просочился он и в сферу воспитания детей. У родителей появилась потребность растить детей не только здоровыми, но и успешными, а успех в современном обществе неразрывно связан с интеллектуальным трудом и образованием.

 

Соединение трёх перечисленных тенденций:

— появление у женщины-матери свободного времени

— рост интереса к детям и знаний о своеобразии периода детства

— желание дать своим детям больше возможностей для успеха в жизни

породило такую деятельность родителей и такое понятие как «раннее развитие». Раннее оно именно в том смысле, что и родители и учёные стали задаваться вопросом: а что может ребёнок данного возраста? Ребёнок может развиваться сам по себе, как это заложено природой… стоп! А природой-то как раз заложено, что развивается ребёнок не сам по себе, а в окружении взрослых. А взрослые эти (тоже по законам природы!) очень разные. Поэтому ребёнок будет развиваться по-разному у малообразованной женщины, замученной безденежьем, бытовыми неурядицами и пьянством мужа и у образованной обеспеченной женщины, которая рожает и растит ребёнка в благополучном браке, окружённая заботой и любовью.

«Раннее развитие» может являться ранним и в негативном смысле несвоевременности предлагаемых ребёнку занятий и в том позитивном смысле, что мы обнаруживаем, что некоторые действия, занятия, можно с пользой для развития предлагать ребёнку раньше, чем это практиковалось предыдущими поколениями мам.

Если понимать под ранним развитием внимательное отношение матери к развитию своего младенца, когда она, изучив современную литературу, производит с ребёнком некие действия, которые нравятся ребёнку и стимулируют его развитие (двигательное, интеллектуальное, эмоциональное) – то такое раннее развитие однозначно полезно. Важный момент здесь – положительные эмоции ребёнка. Когда двухлетнего ребёнка сажают на стульчик и говорят «Сейчас мы будем учить буквы» а ребёнок хнычет и протестует, потому что хочет играть в игрушки – это не раннее развитие, а безобразие.

Очень часто под ранним развитием имеют в виду не раннее развитие, а раннее обучение.

Развитие — процесс изменения, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому.

Обучение —  процесс организации активной познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, и навыками.

Обучение предполагает  активную деятельность обучающегося, направленную на овладение знаниями и умениями. У дошкольника такой деятельности быть не может. Для детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая. Поэтому ранее развитие – это изменения в умениях и знаниях ребёнка, появляющиеся в процессе игры. Развивающей игры, организованной взрослым. И обязательно такой, которая нравится ребёнку.

В процессе игры ребёнка можно научить очень многому. Развивающие игры могут быть различными по своим целям: они могут развивать крупную и мелкую моторику, интеллект, кругозор ребёнка, эмоциональную сферу. Нет ни одной сферы развития, которая была бы недоступна развитию через игру. У игры есть замечательная особенность, которая делает невозможным причинение вреда ребёнку. Если игра не соответствует уровню развития ребёнка, то он её просто не примет, Ему будет неинтересно. Он в эту игру не включится. И именно это будет служить индикатором для взрослого, что то, что он предлагает сейчас ребёнку – несвоевременно и, возможно, вредно.

Какие цели развития можно ставить в том или ином возрасте и какие игры для этого использовать?

На первом году жизни самое актуальное – это двигательное развитие и развитие речи. Существуют разные гимнастики для детей первого года жизни. Есть замечательная система Глена Домана, описанная в его книге «Как сделать ребёнка физически совершенным». Есть бэби-йога (автор Ф. Фридман) — комплекс физических упражнений, разработанных на основе классической хатха – йоги. В этой методике автор использовала опыт по уходу за ребенком «нецивилизованных» народов, адаптировав его к восприятию современного цивилизованного человека. Существует практика обучения новорожденных детей плаванию. Научно доказано, что раннее плавание способствует более быстрому физическому и нервно-психическому развитию, снижению присущего малышам первых месяцев жизни гипертонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование их двигательных умений.

Существуют и другие практики двигательного развития детей первого года жизни. Для родителей, которые хотят развивать своих малышей, главный критерий – это эмоциональная реакция ребёнка. Полезным для малыша будут те занятия, которые будут ему нравиться. Которые родители сумеют преподнести и организовать так, чтобы ребёнок их полюбил.

На втором году жизни у ребёнка продолжается двигательное развитие и бурно развивается речь. Родители малыша такого возраста могут направить своё родительское творчество на увеличение разнообразия подвижных игр, а также разнообразных движений под музыку. Когда мама танцует или делает гимнастику, многие малыши охотно повторяют многие движения. Очень полезно для деток второго года катание на качелях и крутящихся каруселях. При таких забавах происходит очень своеобразная стимуляция мозга ребёнка, которая позитивно сказывается на развитии мозга в целом (это доказано научными экспериментами, о которых можно прочесть в книге Глена Домана «Как сделать ребёнка физически совершенным»).

А ещё деткам второго года жизни всё интересно, они очень активно познают мир и это познание тесно связано с развитием речи. Ребёнку важно показывать и называть различные предметы, растения, животных и ребёнок очень хорошо тапоминает их. Можно и нужно называть предметы точно: не «птичка» а «воробей» или «голубь», не «цветочек», а «одуванчик» или «ромашка», не «дерево», а «берёза» или «сосна». Это развивает одновременно и кругозор и речь и память. Именно на втором году я рекомендую начинать заниматься с ребёнком с помощью карточек Домана. Я модифицировала методику Домана в соответствии с современными реалиями: очень удобно создавать наборы изображений на компьютере и демонстрировать их ребёнку непосредственно на мониторе. Для деток второго года жизни можно создать следующие наборы изображений: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, одежда, птицы, рыбы, насекомые, цветы, ягоды, деревья, транспорт. За один раз ребёнку демонстрируется и называется 10 изображений одного набора. Через некоторое время ребёнок начинает называть их сам и тогда узнаваемые изображения заменяются на новые.

На втором году жизни дети легко запоминают буквы и усваивают счёт в пределах 10. Когда взрослый в игре с ребёнком говорит «смотри: две ложки», накрывая игрушечный стол для двух кукол – ребёнок усваивает идею количества в игре. Когда ребёнок начинает уверенно называть, где один предмет, где – два, в игре создаются ситуации, в которых берутся три предмета и так далее. На втором году жизни в процессе игры ребёнок может усвоить счёт в пределах 10. Важно, чтобы ребёнок сначала понял идею количества, а только потом – символы, которые обозначают количество (цифры). Доказано, что идея количества доступна многим животным с высокоразвитым мозгом (собаки, обезьяны, дельфины и др.) и ребёнок в полтора-два года вполне успешно справляется с задачей отличить два предмета от трёх или три от четырёх, если регулярно демонстрировать ему одно и то же количество предметов в игре и бытовых ситуациях (три яблока, три тарелки, три машины, три голубя, три кубика и т.д.)

Для того, чтобы развивать ребёнка, не обязательно водить его на популярные у современных родителей групповые платные «развивалки». Развивающие занятия для дошкольников – это очень прибыльный бизнес и не всегда эти занятия ведут люди с высоким уровнем квалификации. Если Вы решили водить ребёнка на такие занятия, то для оценки качества занятий и профессионализма педагогов используйте тот же самый критерий: нравится ли ребёнку ходить на эти занятия. Если не нравится – это значит с детьми на этих занятиях делают не то, что действительно идёт им на пользу.

Если Вам интересно с Вашим малышом, то развивать его можно дома самостоятельно. В интернете можно найти массу развивающих игр для детей разного возраста. Выбрать то, что подходит именно Вашему малышу, можно опираясь на два главных критерия: развитие в процессе игры и положительные эмоции ребёнка, или просто: «Моему ребёнку очень нравится, когда мы с ним играем в…» А ещё развивающие игры можно придумывать самим. Это может сделать материнство (и отцовство!) очень увлекательным занятием, а не «сидением» в декрете с тоскливой мыслью: «Скорее бы уже выйти на работу!».