Воспитание у ребёнка самостоятельности – одна из главных задач родителей. Совершенно беспомощный новорожденный ребёнок к 18 годам должен обрести способность заботиться о себе сам. Эта способность не возникает сама собой, для её формирования нужно приложить усилия.

Новорожденный малыш совершенно беспомощен и мама – совершенно естественно! – удовлетворяет все его потребности. Это происходит и когда малышу 10 дней, и когда ему 3 месяца, и когда полгода…

Чтобы начать развивать в ребёнке самостоятельность, мама должна задать себе вопрос: в каком возрасте ребёнок может начать что-то делать сам? За первые месяцы жизни ребёнка мама привыкает удовлетворять все потребности ребёнка, и осознание того, что начиная с какого-то момента ребёнок может что-то сделать для себя сам, происходит с запозданием.

Что же самое первое ребёнок может делать сам? Сосание не в счёт – это рефлекторное действие, возникающее в ответ на определённые стимулы (запах мамы, прикосновение щёчки к груди, прикосновение соска к нёбу ребёнка, когда мам вкладывает сосок в рот младенцу). Самое первое самостоятельное действие ребёнка – это действие, направленное на получение новых впечатлений. На избавление себя от скуки. Вот висит погремушка. Можно просто на неё смотреть, а можно махнуть ручкой, чтобы попасть по ней. Она закачается и зазвучит. Это уже интереснее, чем смотреть на неподвижно висящую погремушку. Простота этого действия скрывает от взрослых значимость момента: ребёнку стало скучно и он сам придумал, как можно себя развлечь. Можно же было похныкать и тогда подошла бы мама и, может быть, взяла бы на ручки. Или, на худой конец, включила бы мобиль, чтобы он развлёк малыша движением подвешенных зверюшек и мелодичными звуками.

Вот мама делает с малышом гимнастику. Берёт за левую ручку и легонько тянет вправо, так, чтобы малыш повернулся сначала на правый бочок, а потом перекатился на животик. В какой-то момент малыш замечает, что если напрячься определённым образом, то можно «помочь» маме и перекатиться на бочок, а потом и на животик, добавив к маминому действию собственное усилие. А через некоторое количество повторений начинает пробовать: а не получится ли повернуться самому, без маминой помощи? И с какой-то попытки – о чудо – мамы рядом не было, а малыш перевернулся на животик сам!

Стремление к самостоятельным действиям у всех детей выражено в разной степени. Ребёнок – далеко не «чистый лист», на котором можно написать всё, что захочешь. Одни детки с рождения более склонны проявлять активность и прилагать усилия, другие меньше. А задача вырастить самостоятельного человека стоит перед всеми родителями. Один ребёнок почти с рождения радостно включается в активность, предлагаемую родителями и стремится поучаствовать во всём сам. Родителям такого ребёнка будет проще воспитать самостоятельного человека. Другой ребёнок от рождения более пассивен и с удовольствием расслабленно пользуется усилиями родителей, которые производят с ним какие-то манипуляции, и не торопится прилагать собственные усилия. Ну, кроме призывного хныканья, означающего «Ну подойдите же ко мне, не видите, что ли, мне скучно???»

Первое, на что нужно обратить внимание родителям, которые хотят развивать в ребёнке самостоятельность – это на его возможности к самостоятельной игре. Возможность занимать себя самостоятельно скачкообразно возрастает в момент, когда ребёнок начинает уверенно самостоятельно сидеть. Его ручки при этом освобождаются для манипулирования предметами.

Именно в этот возрастной период – 6-8 месяцев – родители (как правило мамы) делают первые ошибки, препятствующие развитию самостоятельности ребёнка. Чаще всего это мамы, стремящиеся развивать своего малыша, интересующиеся методиками раннего развития. Часто такая мамочка (особенно если рядом есть кому помочь с бытовыми делами) старается максимально наполнить время малыша разнообразными совместными занятиями. Она показывает ему предметы, поёт песенки, вовлекает его в игры-упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику. При таком подходе у малыша остаётся слишком мало возможностей просто взять ручками лежащую рядом игрушку, покрутить её, повертеть, постучать ею об пол, попробовать на зуб… все эти нехитрые действия – это самостоятельная активность ребёнка, самые истоки его самостоятельности. Сейчас мама уверена, что делает всё, чтобы разносторонне развивать малыша, но когда ему исполнится 3-4 года она будет растерянно спрашивать: «Почему мой ребёнок совершенно не играет сам? Я же вижу, как его сверстники во дворе сосредоточенно ковыряют совками песок, нагружают самосвалы, делают куличики и «пекут» песочные тортики… а мой хнычет и требует, чтобы я обязательно играла с ним!» В любом дворе можно увидеть мам, которые спокойно сидят на скамеечке рядом с песочницей и читают книжку, в то время, как чадо самозабвенно воплощает в песке собственные замыслы и других мам, которых их малыши тянут за юбку с капризным нытьём «Мама, поиграй со мной!»

Итак, детская самостоятельность начинается с умения самостоятельно себя занять. Сначала на пару минут, потом на пять, а потом всё больше и больше.

Чтобы у ребёнка развивалась способность заниматься чем-то самостоятельно, маме нужно проявить немного наблюдательности. Нужно предлагать ребёнку разные занятия, а самой со стороны наблюдать: чем ребёнок дольше всего будет заниматься сам? Стучать ложкой? Рвать бумагу на клочки? Пытаться надеть колечко на стержень пирамидки? Пытаться поставить один кубик на другой? У любого ребёнка можно обнаружить занятия, которыми он чуть-чуть дольше занимается сам, не требуя внимания взрослого. Пусть эта разница совсем невелика. Например, Вы дали малышу бумагу и он шуршал ею, мял и рвал, в общем, исследовал, — целых 3 минуты. А пытался надеть колечко на пирамидку всего полминуты, потом бросил и пополз к вам. В следующий раз снова дайте ему бумагу и дайте повозиться с ней, наблюдая со стороны, не вмешиваясь в его игру. И ещё поищите какие-нибудь занятия и объекты, которые будут удерживать внимание и интерес ребёнка так же или даже подольше.

Продолжается развитие самостоятельности развитием простейших навыков самообслуживания под замечательным девизом, предложенным Леной Алексеевной и Борисом Павловичем Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!». А задача родителей – постоянно задавать себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок уже может делать сам?» Простейшие действия такого рода: уронил – сам поднял, пролил – сам вытер. Уже в года в полтора игрушки вечером должна собирать не мама, а мама вместе с ребёнком. Вовлечь ребёнка в процесс убирания игрушек – это и есть воспитательная задача мамы, направленная на развитие у ребёнка самостоятельности. Пока он совсем мал – нужно найти способ превратить это в игру, а когда станет постарше – просто собирать игрушки вместе, причём по мере взросления ребёнка роль мамы должна постепенно уменьшаться, а роль ребёнка – увеличиваться. Важный момент: когда мама начинает вовлекать ребёнка в вечернюю уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 ребёнок уже воспринимает это как нечто само собой разумеющееся, потому что просто не помнит того времени, когда было иначе. А вот если ребёнку в 3-4 года сказать, что теперь надо убирать игрушки самому (пусть даже и вместе с мамой), то ребёнок – естественно! – будет протестовать. «Как так? Всегда игрушки убирала мама, а теперь почему-то это должен делать я???»

Ещё один важный элемент развития самостоятельности – это побуждение ребёнка самостоятельно одеваться. Этому обычно очень способствует известный «кризис трёх лет», когда у ребёнка появляется знаменитое «Я сам!!!» Тут сама природа пришла на помощь родителям, потому что трёхлетка уже настолько развит в двигательном отношении, что на волне этого стремления к самостоятельности вполне может освоить надевание всех предметов одежды от трусов до куртки и застёгивание всех застёжек от липучек до пуговиц и шнурков. Но мы же всё время торопимся! А ребёнку надо время, чтобы освоить надевание-снимание, застёгивание-расстёгивание. И вместо «Какой ты молодец, как у тебя замечательно получается!» ребёнок слышит «Давай быстрей! Ну что ты копаешься! Давай я сама завяжу, а то опять в садик опоздаем!» Уважаемые родители трёхлетних детей! Я понимаю, что вы не высыпаетесь. Но поймите, что это очень-очень важно: сейчас дать ребёнку возможность самому научиться управляться со всеми предметами одежды. Ставьте будильник на полчаса раньше! А вечером укладывайте детей вовремя и сами ложитесь пораньше! Пожертвовав сейчас 30 минутами утреннего сна, буквально через полгода Вы получите ребёнка, который умеет одеваться-раздеваться сам, в том числе и в ситуациях, когда Вас нет рядом. Например, одеваясь в садике на прогулку. Поверьте, эти 30 минут, на которые укорачивается сон, – совсем ненадолго! Ваш малыш научится одеваться быстро и это сэкономит Вам не только нервы («Быстрее, а то я на работу опоздаю!»), но и здоровье ребёнку. Потому что зимой, собираясь на прогулку, он как следует завяжет шапку и как следует застегнёт все пуговицы и обувь, пока воспитательница будет в спешке одевать тех, кто сам не умеет.